суббота, 3 июня 2017 г.

Введение в байкпакинг. Типы сумок, области применения.

Продолжим цикл статей про байкпакинг. В предыдущей части обсудили терминологию, идеологию и историю. Я вроде как обещал обойтись двумя статьями. Но материала получается много, разобью всё ещё на несколько частей. В этой статье обсудим основные типы сумок и области их применения, а в следующих двух расскажу про основные конструкции сумок, производителей, и про бюджетный комплект.


Начнём с трёх самых больших сумок: подседельной, внутрирамной и нарульной. В них помещается основной объём снаряжения и еды, можно сказать, что они — основа.

Подседельная сумка — seat bag, saddle bag, seat pack, saddle pack, крепится к подседельному штырю под седло, всё очевидно. 

Нарульная сумка — handlebar bag. Так же поулчила своё название по месту расположения. Если сумка модульная, то к рулю крепится грузовая платформа — handlebar harness, в которую вставляется гермомешок — drybag.

Внутрирамная сумка во весь треугольник — некоторые считают, что этот тип сумок изобрели в начале XXI века американские горные велотуристы, и что с них начался байкпакинг. В предыдущей моей статье можно убедиться, что это не так. Как и две другие сумки, внутрирамная получила своё название по положению на велосипеде. В английском языке она встречается под именем "frame bag". 

Далее  последуют сумки поменьше, функционал и название которых ещё до конца не устаканились.

Инструментальная сумка — относится к классу сумок на верхнюю трубу "top tube bags". Определённого названия в английском языке нет. Просто "top tube bag", или уже своё собственное название у каждого производителя. Например, джерикэн —  канистра —  "jerrycan" американской конторы Ревелэйт Дизайнс. Отечественные байкпакеры данный тип сумок называют инструментальными, потому что в них удобно перевозить мультитул, заплатки, монтажки и пр. ремонтные малогабаритные инструменты/детали. Можно в ней перевозить медицинскую аптечку или игральные карты. Переименовать под новое содержимое данный тип сумок тоже можно. Дерзайте.

Бензобак — всё та же компания Ревелэйт Дизайнс выпускает сумку с названием "gas tank". Она напоминает бензобак мотоцикла и предназначена для доставания и потребления еды на ходу. Выпускается сумка давно, пользуется популярностью, поэтому дала название всему классу таких сумок. Хотя формально тоже относятся к сумкам на верхнюю трубу "top tube bag". Ситуация как с компанией Xerox, которая первой пришла в Россию, и теперь у нас "ксероксом" называют копировальный аппарат любой фирмы.

Кормушка — feedbag. Обычно в неё кладут всё тот же перекус, который потребляют в седле. Но можно положить и бутылку с водой, и сменный объектив для фотоаппарата, и просто вещи, которые удобно деражть в быстром доступе.

Нарульный карман — handlebar pocket. Сам по себе как правило не не используется, только вместе с нарульной сумкой или грузовой платформой.

Сумка на вилку, подрамная сумка — крепятся к специальным держателям, о них будет позже. Объём сумки небольшой, чтобы она не сильно выдавалась за габариты рамы, не цеплялась за кусты,  оставалась лёгкой и не мешала управлению. Применяются такие сумки когда нужно обязательно взять ещё вещей, а место в основных сумках уже закончилось. Конкретного названия не имеют, потому что на роль такой сумки подойдёт любой гермомешок, но бывают и специальные: Salsa Anything Bag, Andrew the Maker Many Things Sack

Ремонтная скрутка — дублирует по функционалу инструментальную, часто в неё кладут ещё и запасную камеру, обычно встречается под именем "bike tool roll".

Я постарался перечислить все существующие типы байкпакинговых сумок и их более-менее устоявшиеся названия в русском языке. Но стоит иметь в виду, что вкусы байкпакеров специфичны, и могут возникнуть новые неожиданные формы, места креплений, наименования. Например, полноразмерная сумка на верхнюю трубу "яйцебойка".

Фото с сайта: alpine-luddites.myshopify.com/
Теперь о применени. Начнём с наиболее безболезненного и хорошо работающего применения: с похода выходного дня.


Если вы катаетесь недолго и без ночёвки, то вполне можете обойтись заплечным рюкзаком. Невозбранно. Но если вам надоест его на себе возить, альтернативой будут или багажник+велосумки/велоштаны, или минимальный байкпакинговый набор. Здесь я нарисовал довольно крупный набор. Многие обходятся только подседельной сумкой литров на 10-15. В неё кладутся запасные вещи, перекус, кошелёк и прочие мелочи. Если вещей много или вы хотите что-то иметь в быстром доступе, удобно иметь внутрирамную сумку, бензобак и кормушку. Внутрирамная сумка не обязательно должна быть полной. Можно использовать небольшую вытянутую, которая позволит разместить во внтурирамном треугольнике фляги с водой.


Если вы катаетесь по выходным с ночёвкой, то вещей и снаряги у вас значительно больше. Если при этом снаряга обыкновенная, а не ультралёгкая и малообъёмная, то могут понадобиться сумки большего размера. И без нарульной будет сложно обойтись. Воду придётся  перенести на нижнюю трубу и вилку.

Вживую ваш поход выходного дня будет выглядеть как-то так:


Раскрою мысль про безболезненность и хорошую работу. Я считаю, что лучше всего попробовать байкпакинг именно в походе выходного дня по нескольким причинам:

  • У вас будет мало вещей. В сравнении с недельным походом, разумеется. Меньше вещей — меньше сумок покупать. 
  • К качеству и надёжности сумок предъявляются меньшие требования. Нагрузки на снарягу в ПВД меньше, чем в длительном походе. Подойдут даже самые дешёвые варианты.
  • Опять же, если у вас ограниченный бюджет, можете купить только одну сумку, в неё сгрузить всё самое тяжёлое, а остальное везти в рюкзаке. Рюкзак-то у вас наверняка уже есть.
  • Но самое главное — если вас выбесят эти идиотские сумки, или они начнут рваться, ничего страшного не произойдёт. Всегда можно вернуться домой, и установить обратно свои проверенные временем столитровые велоштаны из 9000-й кордуры на стальной багажник.
Стоит так же отметить, что со снарягой формата ПВД2Д уже можно спокойно катать походы хоть недельные, хоть на месяц. Просто периодически придётся пополнять запас еды. 

Если планируются длительные участки автономии, то подседелка, внтурирамка и нарулька, станут ещё больше. И всё равно их может не хватить — придётся вешать сумки на вилку и думать где разместить дополнительный запас воды.



Живьём снаряды байкпакеров-автономщиков выглядят примерно так:


Уже не столь изящно, согласитесь. Поскольку под рюкзаком в длительных походах нормальные люди не крутят, приходится тащить больше вещей в большем количестве сумок, больше еды и воды. Под это дело понадобится больше снаряги, и самую дешёвую покупать будет страшно.

Но если вы составили маршрут с регулярным пополнением запаса еды и воды, то даже в длительный поход по грунтам и глуши можно уложиться в три основные сумки. Вот, например, вся снаряга, которая понадобилась человеку, чтобы проехать 1000 км. австралийского маршрута Мунда Биди Трейл.


А так это выглядит на велосипеде:


Есть ещё одно применение байкпакинговых сумок — гонки. Речь про гонки с самообеспечением, без этапов и кругов. Время отсчитыватся от старта до финиша непрерывно, кто быстрее приехал — тот и победил. Эти гонки протяжённые: 500-5000 км, по грунтам и дикой природе с проездами через населённые пункты. В один присест такую гонку не проедешь, нужно спать. Соответсвенно, нужно везти с собой укрытие и спальную систему.


Поскольку это всё же гонки, и нужно быть лёгким и быстрым, лидеры ограничивают себя во всём, берут минимум вещей и сумок.

Вот реальный гонщик. Даже можно сказать легенда байкпакинга — Майк Хол. В 2016 году он установил рекорд гонки Тур Дивайд, проехав маршрут за 13 дней 22 часа и 51 минуту. А это 4400 км по горам, грунтам и трэйлам. Набор высоты за маршрут составляет 61 км. Это как 7 Эверестов. Сами можете подсчитать сколько километров Майк проезжал за день. Всё, что  ему для этого понадобилось можно наблюдать на фото.


К сожалению, в 2017 году Майк трагически погиб во время участия в австралийской трансконтинентальной гонке по асфальту. :( Огромная потеря для мирового велосообщества, потому что Майк был не просто хорошим человеком и выдающимся спортсменом, он ещё и организовывал трансконтинентальные гонки, продвигал идеи байкпакинга в массы, и служил вдохновением для многих.

На данном этапе в цикле статей уже можно сформулировать преимущества и недостатки байкпакинга.


Из плюсов: легче ехать и управлять, я коснулся этого в разделе с идеологией.

Минусов, если вы классический велотурист, формально больше. Основной — придётся больше думать: и чтобы понять какие сумки вам нужны, и какое снаряжение в них положить,  и как со всем этим влезть в плацкартный вагон, и нужно ли тащить с собой велочехол, и т.п. С велоштанами проще — покидал что есть, и поехал. Если проехать нельзя, взвалил велоштаны как рюкзак на спину, и попёр, потом вернулся за велосипедом, и снова попёр.

В байкпакинге вам придётся научиться отказываться от чего-то. Например, не брать с собой казан. Это может показаться смешным, но существуют велотуристы, которые с собой возят казаны, и не все готовы оставить свою любимую посуду дома. Понятно, что казан тут в порядке бреда, но вы понимаете о чём я. Отказываться от привычных вещей может быть тяжело.

Если вы счастливый обладатель багажника и велоштанов, покупка байкпакинговых сумок для вас будет дополнительным расходом. Если вы новичок — это уже не минус.

В целом, я призываю вас не вестись на маркетинговый вой и моду, которые сейчас сопровождают байкпакинг. Особенно сильно это стимулирование потребления заметно за рубежом. Думайте своей головой, оценивайте ваши возможности и цели. Байкпакинг — только инструмент для достижения цели, а не сама цель. Не всем байкпакинг подойдёт — и это нормально. Даже скажу больше: это — не стыдно! Меньше спорьте в интернете, больше катайтесь, ходите в походы и набирайтесь собственного опыта. Всем мир, любовь, велосипед!

Читайте третью часть про производителей и конструкции.

Поделиться ВКонтакте

Комментариев нет:

Отправить комментарий